"Карл Брюллов".

Москва, "Изобразительное искусство".

1985 год.

 

Rfhk <h.kkjd/

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге в семье П. И. Брюлло, мастера резьбы по дереву и живописца-декоратора. В 1809 году ребенком был принят в Академию. Он занимался в классе исторической живописи, где преподавали тогда известные живописцы и педагоги А. И. Иванов, В. К. Шебуев и А. Е. Егоров.

Юный ученик выделялся особой одаренностью. «С самого детства Брюллова в Академии все ожидали от него чего-то необыкновенного», — вспоминал его учитель А. И. Иванов.

В последние годы учения Брюллов создал ряд сложных композиций: «Гений искусства» говорит о глубоком изучении античности молодым художником; в «Нарциссе» видно желание автора соединить господствующий высокий стиль классицизма с прелестью обыкновенной натуры. Брюллов чутко прислушивался к идеям нового направления — романтизма, который обращался к искусству, более тесно связанному с миром человеческих чувств.

 

Карл Брюллов. «Гений искусства».

Rfhk <h.kkjd/ @Utybq bcreccndf@/

 

Карл Брюллов. «Нарцисс».

Карл Брюллов. "Нарцисс".

В 1822 году он вместе с братом Александром, архитектором, был послан в Италию организованным в Петербурге Обществом поощрения художников. Обстоятельства сложились таким образом, что Брюллов прожил в Италии четырнадцать лет.

В первых работах, написанных в Италии — «Итальянское утро» (1823), «Эрминия у пастухов» (1824), «Итальянский полдень» (1827), — Брюллов обратился к жанровым мотивам, к изучению натуры и к поискам нового живописного языка.

В его картинах звучит оптимистическая тема воспевания красоты человека, всем своим существом чувствующего радость бытия. С этой темой связаны и парадные портреты и картины Брюллова. Их особенностями являются романтическая приподнятость образа, праздничность, декоративность композиции и цвета. Подобные черты характерны и для многих работ такого рода, написанных художником по возвращении в Россию.

 

Карл Брюллов. "Итальянское утро".

Карл Брюллов. "Итальянское утро".

 

Карл Брюллов. «Эрминия у пастухов».

Карл Брюллов. "Эрминия у пастухов".

 

Карл Брюллов. «Итальянский полдень».

Карл Брюллов. "Итальянский полдень".

К числу лучших портретов-картин Брюллова относятся: «Всадница» (1832), портреты Ю. П. Самойловой с воспитанницей и с арапчонком (1832—1834), В. А. Перовского (1837), Е. П. Салтыковой (1837-1838), Ю. П. Самойловой с приемной дочерью Амацилией Паччини (1839).

 

«Карл Брюллов. «Всадница».

Карл Брюллов. "Всадница".

 

Карл Брюллов. «Портрет графини Самойловой».

Карл Брюллов. "Портрет графини Самойловой".

 

Карл Брюллов. «Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского».

Карл Брюллов. "Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского".

 

Карл Брюллов. «Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой».

Карл Брюллов. "Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой".

 

Карл Брюллов. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини».

Карл Брюллов. "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини".

В акварелях «Праздник сбора винограда» (1827), «Гулянье в Альбано» (1830), «Семья итальянца» (1831). Брюллов легко и весело изображает быт итальянцев, не останавливаясь на теневых сторонах их жизни. К лучшим акварельным пейзажам Брюллова принадлежат «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина», «Развалины храма Зевса в Олимпии», написанные во время поездки в Грецию в 1835 году. «Краски его удивительно как натуральны и передают с необыкновенной верностью все цвета, которым подобных, по моему мнению, нельзя найти нигде, кроме как в Греции», — писал В. П. Орлов-Давыдов, наблюдавший его работу во время путешествия. В живых, полных юмора сепиях, созданных художником в 1835 году в Турции, нашла свое отражение и романтическая экзотика Востока. Позднее Брюллов не раз вспоминал восточные мотивы в серии сепий и в картине по поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1839—1849).

 

Карл Брюллов. «Праздник сбора винограда».

Карл Брюллов. "Праздник сбора винограда".

 

Карл Брюллов. «Гулянье в Альбано».

Карл Брюллов. "Гулянье в Пльбано".

 

Карл Брюллов. «Семья итальянца».

Карл Брюллов. "Семья итальянца".

 

Карл Брюллов. «Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии».

Карл Брюллов. "Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии".

 

Карл Брюллов. «Дельфийская долина».

Карл Брюллов. "Дельфийская долина".

 

Карл Брюллов. «Развалины Храма Зевса Олимпийского».

Карл Брюллов. "Развалины Храма Зевса Олимпийского".

 

Карл Брюллов. «Бахчисарайский фонтан».

Карл Брюллов. "Бахчисарайский фонтан".

В Италии художник очень серьезно изучал также живопись старых мастеров, скопировал знаменитую ватиканскую фреску Рафаэля «Афинская школа». Наконец, в Италии Брюллов написал большую историческую картину «Последний день Помпеи» (183О—-1833)‚ которая занимает центральное место в его творчестве.

В 1836 году Брюллов вернулся в Россию, где стал профессором Академии художеств. По воспоминаниям Н. А. Рамазанова, он был одним из первых академических профессоров, кто заставил учеников пристально вглядываться в окружающую действительность.

 

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи».

Карл Брюллов. "Последний день Помпеи".

Лучшим из написанного в петербургский период творчества Брюллова были его портреты. В них художник создал образы людей, живущих напряженной внутренней жизнью, огромное внимание уделяя психологическому анализу особенностей их характера. Он написал портреты Н. В. Кукольника (1836), В. А. Жуковского (1837-1838), И. А. Крылова (1841), А. Н. Струговщикова (1840). «В этих портретах человек изображен так просто, так естественно, все самое существенное, самое важное в его характере, уме, лице схвачено так глубоко и живо, что точно видишь перед собой того человека, которого изображает портрет»‚— оценивал их младший современник Брюллова, художественный критик В. В. Стасов. Женские портреты кисти Брюллова этого периода пленяют своей красотой, которая в представлении художника неотделима от возвышенной жизни духа и внутреннего благородства натуры изображаемых им людей. Художник мучительно искал решение исторической картины «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843). Работа эта закончилась неудачей, возможно оттого, что неубедительной оказалась мысль о решающей роли в этой победе религиозного воодушевления русских. Быть может, повлияла и мрачная атмосфера жизни художника в Петербурге, городе «холода и неволи», где так настойчив был надзор государя за мыслями и чувствами своих подданных. Эти обстоятельства в известной мере отразились и в романтическом «Автопортрете» (1848).

 

Карл Брюллов. «Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника».

Карл Брюллов. "Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника".

 

Карл Брюллов. «Портрет поэта В. А. Жуковского».

Карл Брюллов. "Портрет поэта В. А. Жуковского".

 

Карл Брюллов. «Портрет баснописца И. А. Крылова».

Карл Брюллов. "Портрет баснописца И. А. Крылова".

 

Карл Брюллов. «Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова (1808-1878)».

Карл Брюллов. "Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова (1808-1878)".

 

Карл Брюллов. «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году».

Карл Брюллов. "Осада Пскова польским королём Стефаном баторием в 1581 году".

 

Карл Брюллов. «Автопортрет».

Карл Брюллов. "Автопортрет".

Расписывая купол Исаакиевского собора, художник серьезно заболел. В 1849 году он уехал за границу на лечение. Покинув чиновный Петербурт, Брюллов как бы вспомнил счастливые ощущения своей молодости в акварелях «Прогулка на острове Мадейра» (1849), в портрете Е. и Э. Мюссар (1849), В Италии художник увидел и теневую сторону жизни народа. Серия рисунков сепией «Лаццарони на берегу моря», сделанная в Риме в 1852 году, тоже по-новому, в сравнении с ранними работами, показывает мир итальянской бедноты «некрасивым». В лучших портретах, написанных Брюлловым в Риме: «Аббат» (1851), портреты М. Ланчи (1851), А. Титтони‚ основная тема — прославление жизненной силы и энергии активно действующих людей.

Брюллов скончался в местечке Манциано под Римом 23 июня 1852 года. «Я не сделал и половины того, что мог и должен был сделать…» - говорил он незадолго до смерти. Одним из последних незаконченных замыслов художника была картина о тщете человеческих усилий перед всеразрушающей силой времени.

Однако творчество Брюллова оказало огромное влияние на развитие русского искусства; «...он открыл для русской школы совершенно новый путь, придав предметам живописи значение обширнейшее, которое до него они не имели... Самое направление, основанное Брюлловым, вскоре сменилось другим, более живым и народным, которое, однако, не возникло бы, может статься‚ еще долго, если бы автор «Помпеи» не прорвал плотину академической условности, не научил русских живописцев свободной технике, не внушил им изучать действительность», — совершенно справедливо писал в конце XIX века известный художественный критик А. И. Сомов. (О. Ганич)

 

Карл Брюллов. «Прогулка на острове Мадейра».

Карл Брюллов. "Прогулка на острове Мадейра".

 

Карл Брюллов. «Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар».

Карл Брюллов. "Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар".

 

Карл Брюллов. «В полдень». Серия «Лаццарони на берегу моря».

 

Карл Брюллов. «Портрет аббата».

Карл Брюллов. "Портрет аббата".

 

Карл Брюллов. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи».

Карл брюллов. "Портрет археолога Микеланджело Ланчи".

 

Карл Брюллов. «Портрет Анджело Титтони».

Карл Брюллов. "Портрет Анджело Титтони".

 

... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

 

КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ (1799-1852)

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: